Создание развивающей предметно-пространственной среды

Представляем вашему вниманию группу для детей раннего возраста. При конструировании развивающего пространства группы учитывались возрастные особенности детей данного возраста.

В раздевалке установлены шкафчики на металлических ножках (для воздухообмена) по количеству детей группы. Под ними монтирована система подогрева. Для легкого ориентирования в пространстве, на каждом шкафчике размещены индивидуальные обозначения для детей в виде веселого паровозика с животными, которые продублированы на их кроватках и горшках. Окно раздевалки оформлено «веселой» тюлевой шторой, «как дома». Для комфортного переодевания детей на пол положены дорожки и поставлены скамейки. Элементы «бережливого пространства» оформлены в виде различных алгоритмов.

В группе вся мебель безопасна, сертифицирована, соответствует требованиям ФГОС ДО, СанПиН и доступна для детей. Она разработана по индивидуальным эскизам в виде передвижных многофункциональных модулей и не привязана к тому или иному центру активности детей. Модули не закрыты дверцами для того, чтобы ребенок видел, что расположено на них, и мог взять любую понравившуюся ему игрушку и манипулировать ею. Каждый модуль поставлен на колесики для того, чтобы при планировании и реализации игровой или образовательной ситуации воспитатель мог свободно ее двигать. Имеются и стационарные стеллажи с выкатными ящиками для дидактических игр и сенсорики. Мебель в группе не повторяется, с разноцветными яркими пятнами в виде полочек, задних фасадов и окантовки для сенсорного развития малышей и эстетического вкуса. Цвет мебели акцентирует внимание детей на разнообразных ярких игрушках.

Группа с помощью мебели условно разделена на центры активности, которые наполнены соответствующим игровым оборудованием, для обеспечения комфорта имеются ковры.

Важным этапом социализации малыша является привыкание к детскому саду, группе, чужим тетям и детям (адаптация). Поэтому, чтобы адаптация проходила в более легкой форме, чтобы заинтересовать малыша к посещению детского сада, отвлечь от мамы, папы или бабушки, смягчить момент расставания с ними, были приобретены сухой бассейн «Кит», бизиборды, игровой модуль «Машинка», контурные игрушки, развивающий модуль «Солнышко», которые в том числе необходимы для формирования двигательной активности детей и их сенсомоторного развития.

В спальне кроватки оформлены в виде «солнышек», имеют индивидуальное обозначение для каждого ребенка. Жалюзи на окнах повторяют тематику кроватей. В закрытом состоянии они создают полумрак и способствуют спокойному засыпанию ребенка. Рабочее место воспитателя обустроено с учетом «бережливого пространства».

Основными характеристиками организации предметной среды для групп раннего возраста являются:

  1. разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
  2. доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
  3. эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
  4. зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).

Центр театрализованной деятельности – один из активных секторов в нашей группе.

Цель театрального уголка:

  • развитие творческих способностей у детей;
  • развитие воображения, умения импровизировать;
  • развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;

Прививать устойчивый интерес к литературе, театру. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

Центр двигательной деятельности.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений.

Для детей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики-ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Центр книги.

Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Мышление, речь, память, внимание, воображение – всё это формируется благодаря общению с книгой.

В центре книги разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.

Центр воды и песка.

«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).

Центр конструирование

Обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников:

  1. Крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
  2. Средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).

Центр развития конструкторских способностей приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности.

Игровой центр

Основной вид деятельности малышей – игровой. В центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта:

  • сюжетно-ролевые игры (кухня, мебель, посуда, коляски, куклы,)
  • игрушки-забавы
  • предметно-тематические образные игрушки и пр.

Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

— стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.);

— развитие мелкой моторики рук;

— снятие мышечного и эмоционального напряжения;

— активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти и ТД.

В центре представлен следующий игровой материал:

  • Пирамидки и стержни, лабиринты для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм;
  • Игрушки–тренажеры: вкладыши, шнуровки, молнии, застёжки;
  • Мягкие игрушки: кубики;
  • Домино, лото, мазайки;
  • Сортеры.

Во время игр у детей развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками становится творцом своей личности. В группе раннего возраста № 19 организация развивающие предметно-пространственной среды служит главной задаче: воспитание и развитие ребенка в коллективе.