Создание развивающей предметно-пространственной среды
Представляем вашему вниманию группу для детей раннего возраста. При конструировании развивающего пространства группы учитывались возрастные особенности детей данного возраста.
В раздевалке установлены шкафчики на металлических ножках (для воздухообмена) по количеству детей группы. Под ними монтирована система подогрева. Для легкого ориентирования в пространстве, на каждом шкафчике размещены индивидуальные обозначения для детей в виде веселого паровозика с животными, которые продублированы на их кроватках и горшках. Окно раздевалки оформлено «веселой» тюлевой шторой, «как дома». Для комфортного переодевания детей на пол положены дорожки и поставлены скамейки. Элементы «бережливого пространства» оформлены в виде различных алгоритмов.
В группе вся мебель безопасна, сертифицирована, соответствует требованиям ФГОС ДО, СанПиН и доступна для детей. Она разработана по индивидуальным эскизам в виде передвижных многофункциональных модулей и не привязана к тому или иному центру активности детей. Модули не закрыты дверцами для того, чтобы ребенок видел, что расположено на них, и мог взять любую понравившуюся ему игрушку и манипулировать ею. Каждый модуль поставлен на колесики для того, чтобы при планировании и реализации игровой или образовательной ситуации воспитатель мог свободно ее двигать. Имеются и стационарные стеллажи с выкатными ящиками для дидактических игр и сенсорики. Мебель в группе не повторяется, с разноцветными яркими пятнами в виде полочек, задних фасадов и окантовки для сенсорного развития малышей и эстетического вкуса. Цвет мебели акцентирует внимание детей на разнообразных ярких игрушках.
Группа с помощью мебели условно разделена на центры активности, которые наполнены соответствующим игровым оборудованием, для обеспечения комфорта имеются ковры.
Важным этапом социализации малыша является привыкание к детскому саду, группе, чужим тетям и детям (адаптация). Поэтому, чтобы адаптация проходила в более легкой форме, чтобы заинтересовать малыша к посещению детского сада, отвлечь от мамы, папы или бабушки, смягчить момент расставания с ними, были приобретены сухой бассейн «Кит», бизиборды, игровой модуль «Машинка», контурные игрушки, развивающий модуль «Солнышко», которые в том числе необходимы для формирования двигательной активности детей и их сенсомоторного развития.
В спальне кроватки оформлены в виде «солнышек», имеют индивидуальное обозначение для каждого ребенка. Жалюзи на окнах повторяют тематику кроватей. В закрытом состоянии они создают полумрак и способствуют спокойному засыпанию ребенка. Рабочее место воспитателя обустроено с учетом «бережливого пространства».
Основными характеристиками организации предметной среды для групп раннего возраста являются:
- разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
- доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
- зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Центр театрализованной деятельности – один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
- развитие творческих способностей у детей;
- развитие воображения, умения импровизировать;
- развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.
Центр двигательной деятельности.
В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений.
Для детей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики-ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.
Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Мышление, речь, память, внимание, воображение – всё это формируется благодаря общению с книгой.
В центре книги разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.
Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
Центр конструирование
Обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников:
- Крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.
- Средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).
Центр развития конструкторских способностей приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности.
Игровой центр
Основной вид деятельности малышей – игровой. В центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта:
- сюжетно-ролевые игры (кухня, мебель, посуда, коляски, куклы,)
- игрушки-забавы
- предметно-тематические образные игрушки и пр.
Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:
— стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.);
— развитие мелкой моторики рук;
— снятие мышечного и эмоционального напряжения;
— активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти и ТД.
В центре представлен следующий игровой материал:
- Пирамидки и стержни, лабиринты для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм;
- Игрушки–тренажеры: вкладыши, шнуровки, молнии, застёжки;
- Мягкие игрушки: кубики;
- Домино, лото, мазайки;
- Сортеры.
Во время игр у детей развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми и сверстниками становится творцом своей личности. В группе раннего возраста № 19 организация развивающие предметно-пространственной среды служит главной задаче: воспитание и развитие ребенка в коллективе.